Rockwell B-1 Lancer стратегический бомбардировщик (часть 1)

20


Сверхзвуковой бомбардировщик В-1, воплощающий в себе достижения американской авиационной науки и техники 1970-х и 1980-х годов, по-видимому, не достигнет известности своего знаменитого дозвукового предшественника Боинг В-52. Связано это отнюдь не с. порочностью иной концепции – многорежимного самолета, экономичного в дозвуковом крейсерском полете на большой высоте и способного с большой боевой нагрузкой и высокой скоростью преодолевать ПВО на больших и малых высотах. Такая же концепция воплощена в российском Ту-160 и, несмотря на «конкуренцию» со стороны появившихся в последние годы специализированных малозаметных ударных самолетов, будет, на наш взгляд, действенна еще многие годы. Недостатки В-1 скорее связаны с не очень удачной конструктивной реализацией заложенной концепции в процессе разработки самолета. Стремление конструкторов на начальном этапе проектирования максимально уплотнить компоновку самолета затруднило замену оружия и увеличение нагрузки, когда это потребовалось при пересмотре облика серийного образца. Сыграли свою роль и технические трудности с комплексом электронного оборудования, который так и не был доведен до первоначально требовавшегося уровня, все время «зашкаливали» расходы в связи со сложностью решаемых задач.



Схема самолета В-1А


Бомбардировщик Ту-160


Самолет Ту-95 в варианте Tу-142


В значительной мере проблемы с В-1 обусловлены внешними обстоятельствами, которые сопровождали его разработку, занявшую рекордный срок – 16 лет (от начала проектирования в 1970 г. опытных самолетов до поступления в 1986 г. серийных машин на вооружение). А с учетом того, что проектные исследования начались еще в 1961 г., продолжительность всей программы создания самолета достигла 25 лет. Это дало повод острякам интерпретировать официальное название программы AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft – усовершенствованный пилотируемый стратегический ЛА) как «наиболее исследованный самолет Америки» (America's Most Studied Aircraft).

Причины «долгостроя» кроются прежде всего в переменчивости политического климата, сложности и неоднозначности военно-политической обстановки в мире, складывавшейся со второй половины 1950-х годов. Причем ситуация в СССР и США была во многом аналогична. Появление первых межконтинентальных баллистических ракет (Р-7 в СССР в 1955 г. и «Атлас» в США в 1959 г.) резко охладило интерес военно-политического руководства к стратегическим бомбардировщикам, обладающим по сравнению с МБР большим временем доставки ядерного оружия к цели. Усовершенствование зенитных ракетных комплексов (С-75 в СССР, «Найк Геркулес» в США) означало крушение концепции чисто высотного бомбардировщика. В этих условиях и в нашей стране, и в США приоритет был отдан дальнейшему развитию МБР и БРПЛ, а созданные к тому времени проекты новых стратегических бомбардировщиков были закрыты: в 1959 г. прекращена разработка американской «трехмаховой» «Валькирии» как высотного бомбардировщика, в 1960 г. свернуты работы по самолетам М-50 и М-56 ОКБ В.М.Мясищева. Американцы также срезали объем серийного производства разработанного в 1956 г. среднего сверхзвукового бомбардировщика Конвэр В-58 «Хастлер» (к началу 1960 г. 290 первоначально планировавшихся к постройке самолетов были сокращены до 116, которые изготовлены в 1959-1962 гг. и сняты с вооружения в 1970 г.). Одновременно в США было объявлено (1961 г.) о переходе от военно-политической доктрины «массированного возмездия», цели которой (создание надежной стратегической триады) были достигнуты, к стратегии «гибкого реагирования», предусматривавшей дозированное применение вооруженных сил в зависимости от масштаба конфликта. В области авиации приоритеты были отданы тактическим силам.

Бомбардировщик Ту-22М


Rockwell B-1 Lancer стратегический бомбардировщик (часть 1)
Конфигурации, исследовавшиеся по программе AMSA, рядом с моделью самолета В-1


Здоровый консерватизм не позволил сразу же окончательно и бесповоротно отказаться от концепции полностью высотного стратегического бомбардировщика. В США принимается решение все же продолжить программу самолета Норт Америкен ХВ-70 «Валькирия», хотя и в исследовательских целях с постройкой лишь двух экспериментальных образцов. Разумеется, имелась в виду вероятность его дооборудования в бомбардировщик в случае изменения обстановки, и недаром в СССР испытания «Валькирии» рассматривались как реальная угроза. В Советском Союзе с 1962 г. создавался аналог В-70 – новаторский «трехмаховый» экспериментальный самолет Т-4 («сотка») конструкции П.О.Сухого, поднявшийся в воздух в 1972 г., но относившийся, в отличие от «Валькирии», к категории средних бомбардировщиков (максимальная взлетная масса 135 т, практическая дальность 4000 км, в сравнении с расчетными 244 т и 12000 км у В-70).

В 1965 г. на вооружение ПВО СССР был принят сверхзвуковой перехватчик Ту-128 (рубеж перехвата 600-965 км), несколько позднее – ЗРК С-200 «Ангара» (дальность поражения цели до 300 км на высотах до 35 км), предназначенные для поражения стратегической авиации противника на больших дальностях и высотах до рубежа бомбометания. В то же время эффективных средств борьбы с маловысотными целями у СССР не было. Созданный также в 1960-х годах маловысотный ЗРК С-125 «Нева» имел дальность действия всего до 10 км при максимальной скорости поражаемых целей 1500 км/ч.

Трубная модель самолета В-1. Справа - Макет самолета В-1 в процессе постройки


Первый опытный В-1А во время официальной церемонии по случаю окончания его постройки


В этих условиях США окончательно пришли к выводу о необходимости основного упора на маловысотные скоростные самолеты. Начались работы по снижению высоты прорыва ПВО имевшимися стратегическими В-52, а в 1967 г. на основе истребителя-бомбардировщика F-111 разработан FB-111 с системой следования (на высоте до 90 м) рельефу местности, который, несмотря на весьма скромные дальность и нагрузку, именовался стратегическим бомбардировщиком. Он был предназначен для использования с аэродромов передового базирования. В Советском Союзе не стали заниматься уменьшением высотности стратегического Ту-95, а вместо этого в 1971 г. создали новый ракетоносец Ту-22М, обладающий, по сравнению с FB-111, существенно более высокой взлетной массой (соответственно 124 и 53 т) и нагрузкой. FB-111 и Ту-22М – первые тяжелые самолеты с крылом изменяемой стреловидности, которое в 1960-х годах считалось радикальным техническим новшеством и стало впоследствии отличительной особенностью как стратегических Ту-160 и В-1, так и ряда тактических самолетов.

FB-111 рассматривался американцами как промежуточная машина, предназначенная для заполнения «бреши» до поступления на вооружение полноценного стратегического маловысотного бомбардировщика. К исследованиям нового самолета США приступили уже в 1961 г. Для формирования его облика по 1965 г. включительно была проведена серия исследовательских программ: SLAB (Subsonic Low Altitude Bomber – дозвуковой маловысотный бомбардировщик), ERSA (Extended Range Strategic Aircraft – стратегический самолет с повышенной дальностью полета), LAMP (Low Altitude Manned Penetrator – маловысотный пилотируемый JIA прорыва ПВО), AMP (Advanced Manned Penetrator – усовершенствованный пилотируемый ЛA прорыва ПВО) и AMPSS (Advanced Manned Penetrating Strategic System – усовершенствованная пилотируемая стратегическая система прорыва ПВО). Исследования подтвердили, что для успешного проникновения к сильнозашишенным объектам Советского Союза необходима высокая дозвуковая скорость на малой высоте, и показали, что для повышения гибкости применения самолета и уменьшения времени его пролета через слабозащищенные зоны, возможно, потребуется умеренная сверхзвуковая скорость на большой высоте.

Первый В-1 А с отклоненным назад крылом совершает разворот с набором высоты


Бомбардировщик В-25 «Митчелл»


Эти принципы были положены в основу начавшейся в 1965 г. новой программы исследований – уже упоминавшегося самолета AMSA. Неизвестно, сколько времени работы оставались бы еще в стадии НИР, но в 1969 г., наконец, завершилась проводившаяся в ВВС США с 1962 г. так называемая программа «Прогнозирование», которая положила конец дискуссии на тему, не устарели ли стратегические бомбардировщики. Были подтверждены однозначные и долгосрочные преимущества пилотируемых стратегических JIA, рекомендовано сохранение дальних бомбардировщиков в составе стратегической ядерной триады (наряду с МБР и БРПЛ), э. также использование в обычных конфликтах. Выводы ВВС находились в русле готовившейся тогда новой американской военной стратегии «реалистического устрашения», официально принятой в 1971 г. и имевшей в основе достижение превосходства в стратегических вооружениях и переговоры «с позиции силы». На формирование же военно-политическим руководством США новой стратегии, в свою очередь, несомненное влияние оказали ввод советских войск в Чехословакию (август 1968 г.), широкомасштабное применение бомбардировщиков В-52 в шедшей тогда войне в Юго-Восточной Азии, а также приближение к концу 1960-х годов Советского Союза к паритету с США в области МБР и БРПЛ. Все эти факторы «работали» на стратегическую авиацию, показав ее необходимость для «демонстрации силы», применимость в неядерных войнах, и наконец, желательность ее укрепления для «подстраховки» на случай, если не удастся вырваться вперед в области баллистических ракет.

Истребитель Норт Америкен F-86 «Сейбр»


Истребитель МиГ-15 ОКБ им.А.И.Микояна – основной соперник самолета F-86


После окончания периода неопределенности события развивались динамично. В мае 1969 г. AMSA получил официальное обозначение В-1 и вслед за выработкой технического задания ВВС США выпустили в ноябре 1969 г. запрос предложений по программе разработки самолета. Технические предложения представили фирмы Боинг, Дженерал Дайнэмикс и Норт Америкен Рокуэлл (именовавшаяся просто Норт Америкен до объединения в 1967 г. с корпорацией Рокуэлл Стандарт), проводившие ранее исследования по программе AMSA, а 5 июня 1970 г. фирма Норт Америкен Рокуэлл, успевшая к тому времени сменить свое название на Рокуэлл Интернешнл, получила контракт на проектные работы, постройку и испытания опытных самолетов, первый из которых совершил первый полет 23 декабря 1974 г.

У Норт Америкен, образованной в 1928 г. и занявшейся производством самолетов в 1934 г., до В-1 было лишь два серийных бомбардировщика. Первый – двухмоторный средний В-25 «Митчелл», созданный в 1939 г. – поставлялся Советскому Союзу в немалом количестве по ленд-лизу и был хорошо освоен в советских ВВС. Второй – В-45 «Торнадо» (1947 г.) – стал первым американским четырехдвигательным реактивным бомбардировщиком. Основой же деятельности фирмы в области авиации были истребители, ряд из которых относится к крупным мировым достижениям. Не нуждается в представлении истребитель Р-51 «Мустанг», построенный серией 15,6 тыс. (из 42,7 тыс. самолетов, выпущенных фирмой за годы второй мировой войны, включая 9,8 тыс. бомбардировщиков «Митчелл»). В послевоенные годы Норт Америкен заслужила известность реактивными истребителями F-86 «Сейбр» и F-100 «Супер Сейбр» – достойными соперниками советских МиГов во многих локальных конфликтах. Созданию В-1 непосредственно предшествовали экспериментальный гиперзвуковой Х-15 (1959 г.), «трехмаховый» перехватчик F-108 «Рапира» (проект, конец 1950-х годов) и уже неоднократно упоминавшаяся «Валькирия» (1964 г.), опыт разработки которой, видимо, и привел фирму к успеху в конкурсе по В-1. Свою роль сыграли, возможно, также крупные работы фирмы по ракетно-космической технике (в частности, по крылатой ракете XSM-64 «Навахо» – аналогу советской «Бури», созданной в 1950-х годах под руководством С.Л.Лавочкина).

Второй В-1А на форсаже набирает скорость


Нижняя хвостовая часть В-1 с шелковинками для исследования обтекания


Третий В-1 А над пустыней Мохаве на малой высоте (150 м)


Облик В-1, попавшего, как мы видим, в «надежные руки», определили следующие основные требования: высокая выживаемость парка бомбардировщиков в случае нанесения потенциальным противником первого удара, длительный дозвуковой крейсерский полет на большую дальность, глубокое проникновение в воздушное пространство противника. Для преодоления бомбардировщиком В-1 существующей и прогнозируемой ПВО противника были разработаны два расчетных профиля полета: основной – с большой дозвуковой скоростью полета у земли и альтернативный – со сверхзвуковой скоростью полета на большой высоте. В обоих случаях предусматривалась попутная дозаправка топливом и посадка на европейском аэродроме НАТО (в Турции или Италии). Самолет был оптимизирован для выполнения основного расчетного профиля, альтернативный – с начала проектирования рассматривался как дополнительный, повышающий гибкость применения в недостаточно определенных условиях будущего. В дальнейшем, в процессе развития проекта большинство изменений, которые вносились для ограничения его стоимости, были сделаны за счет способности длительного сверхзвукового полета.

Сборка центральной части первого В-1 В. Справа - Завершающий этап сборки В-1 В


В-1 А на выставке в Фарнборо в 1982 г.


Таким образом, сверхзвуковой полет для концепции В-1 всегда был вторичным фактором, производным от избытка тяги двигателей. В этом коренное отличие американского В-1 от российского Ту-160, для которого сверхзвуковой полет является важнейшим свойством, позволяющим эффективно бороться с морскими подвижными целями.

На В-1 применено крыло изменяемой стреловидности (КИС), разработанное на основе базы данных NASA, которая использовалась ранее при создании самолета F-111. КИС стало считаться необходимым компонентом В-1 уже к 1967 г. на стадии программы AMSA. Собственно, тогда же определился и облик бомбардировщика: нормальная аэродинамическая схема с однокилевым хвостовым оперением и четырьмя двигателями. Проектом 1967 г. предусматривался несущий корпус с «пакетным» размещением двигателей в прибортовой кормовой части и попарно вертикальной установкой воздухозаборников, а высокорасположенное крыло в положении максимальной стреловидности (75°) образовывало единую несущую поверхность со стабилизатором (популярная тогда идея перехода к схеме «бесхвостка»). В 1968 г. фюзеляж уже приобрел более традиционные очертания, двигатели смещены в центральную часть (для уменьшения проблем с балансировкой самолета при сбросе боевой нагрузки), крыло в отклоненном назад положении отделено от стабилизатора. Конфигурация 1969 г. фактически отражала знакомую нам сегодня схему самолета В-1: крыло низкорасположенное, двигатели расположены попарно в подкрыльевых гондолах с горизонтальным размещением воздухозаборников, спереди установлены поверхности системы гашения колебаний фюзеляжа. Программа AMSA требовала, чтобы по характеристике «боевая нагрузка/дальность полета» новый самолет превосходил существующий В-52. Проектом 1967 г. намечалась расчетная взлетная масса около 107 т, явно не удовлетворяющая этому требованию, однако в 1968-1969 гг. она была повышена до 160 т и более.

Модифицированный В-1 А, использовавшийся по программе испытаний В-1В


Выкатка первого серийного В-1 В


Согласно ТЗ, бомбардировщик В-1 должен был обладать высокой точностью поражения военных и промышленных объектов как с относительно большого удаления, так и при непосредственном пролете над целью. Для этого его предполагалось вооружить управляемыми ракетами SRAM (вначале планировались 32 УР, затем 24 в трех отсеках вооружения), а также свободнопадающими ядерными и обычными бомбами. Планировалось использование и крылатых ракет AGM-86А (ALCM-A) с относительно малой дальностью полета.

Намечалось построить 244 самолета В-1 (включая четыре опытных) для замены самолетов В-52 к 1981 г., однако ход программы был прерван. 30 июня 1977 г. президент США Картер, вступивший в должность незадолго до этого, объявил о решении не санкционировать серийное производство самолетов В-1. В политическом плане такой шаг отражал тенденцию к разрядке международной напряженности, в поддержку которой выступали американцы (согласно опросу, проведенному службой Харриса в январе 1977 г., 42% американцев высказались против производства бомбардировщика В-1), и усилия по ратификации договора ОСВ-2.

В военном плане на официальном уровне это решение обосновывалось успехами в создании дальних крылатых ракет, которые делали возможным решение значительной части задач, возлагавшихся на бомбардировщики прорыва ПВО при планировании войны с применением ядерного оружия. Поражение заранее разведанных целей с запуском оружия без входа самолета-носителя в зону действия средств ПВО стало возможным благодаря созданию ракет ALCM-B вместо ALCM-A. Соответствующее увеличение дальности стрельбы (2400 км вместо 1600 км) осуществлено за счет большей массы и, следовательно, длины ракеты (более 6 м вместо 4,27 м), что породило проблему отсеков вооружения В-1 А, конструкция которого не была на это рассчитана.-

Еще одной важной причиной, как стало ясно позднее, был технологический «прорыв» в области самолетов с низким уровнем демаскирующих признаков: к середине 1976 г. были достигнуты первые успехи по секретной программе «Хэв Блю», начатой в 1973 г. и приведшей позднее к созданию малозаметного ударного самолета Локхид F-117. Очевидно, что техника «Стелс» имела огромный потенциал для стратегического бомбардировщика, представляя альтернативный и, возможно, более эффективный способ преодоления ПВО противника, а следовательно, ставя под вопрос всю концепцию В-1 как маловысотного самолета прорыва.

По конфигурации В-1 В практически не отличается от В-1 А


Схема самолета В-1 В


Первый серийный В-1 В выруливает на старт на авиабазе Эдварде


Тем не менее летные испытания опытных бомбардировщиков В-1 были продолжены по программе ВРЕ (Bomber Penetration Evaluation – оценка возможности преодоления ПВО бомбардировщиком), а фирма Рокуэлл предложила семейство вариантов самолета В-1 под названиями NTP (Near Term Penetrator – самолет ближайшего будущего для прорыва ПВО), SWL (Strategic Weapons Launcher – самолет-носитель стратегического оружия), СМСА (Cruise Missile Carrier Aircraft – самолет-носитель KP) и MRB (Multi Role Bomber – многоцелевой бомбардировщик). Эти проекты, предусматривавшие создание дозвукового более дешевого самолета с крылом фиксированной стреловидности 25°, не были одобрены для разработки.

Начальные исследования показали, что создание малозаметного стратегического бомбардировщика сопряжено со значительным техническим риском ввиду применения радикально новых компоновочных решений и конструкционных материалов. Для тщательной и всесторонней отработки техники «Стеле» требовался большой срок, который невозможно было определить достаточно точно. При таком положении вещей существовали два возможных пути: либо пойти на риск и, отказавшись от В-1, сконцентрировать все усилия на малозаметном самолете, либо в качестве промежуточной меры принять на вооружение В-1 или какой-либо другой из бомбардировщиков современной технологии, одновременно без спешки занимаясь доводкой перспективной малозаметной машины.

В-1 В из состава эскадрильи, базирующейся в Эллсуорте (шт.Южная Каролина)


Посадка серийного B-1 B


В-1 В заруливает на стоянку после ночного тренировочного вылета


Схема членения конструкции В-1 В


Сложись аналогичная ситуация десятью годами позже, после распада СССР, вполне вероятно, что США пошли бы по первому пути. Возможно, что в администрации Картера до конца 1979 г. были какие-то колебания – ведь формально еще продолжалась разрядка. Однако после декабря 1979 г. – ввода советских войск в Афганистан – альтернативы фактически не существовало даже при Картере. Приход к власти в 1980 г. Рейгана, возглавившего «крестовый поход против империи зла» и принесшего с собой очередную военно- политическую доктрину – стратегию «прямого противоборства», принятую в 1981 г. (как мы видим, в США доктрины менялись с «железной» периодичностью раз в 10 лет), – поставил окончательную точку в этих событиях. Читатели помнят, наверное, «шутку» Рейгана, произнесенную им в августе 1984 г. во время проверки микрофона на радиостудии: «Сограждане-американцы! Рад сообщить вам, что я только что подписал указ, навсегда объявляющий Россию вне закона. Бомбардировка начнется через пять минут».

Продолжение следует ...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    22 марта 2013 09:32
    Только наш Ту-160 можно назвать "Белым лебедем"!

    Просто красавец!
    1. +4
      22 марта 2013 18:30
      А я как обычно в таких статьях оставляю ложку дёгтя.

      В-1 потеряно 9 единиц
      Из них один В-1А и 8 машин В-1В. Последняя машина потеряна 4 апреля 2008 г.
      1. 0
        22 марта 2013 18:35
        Потеряно где? Катастрофы или боевые потери?
        В принципе, оно и не удивительно - стран-то воюющая и машины находятся в более интенсивной эксплуатации. what
        1. +2
          22 марта 2013 19:23
          Цитата: Iraclius

          Потеряно где? Катастрофы или боевые потери?

          Катастрофы.Боевые потери-ноль.
  2. 755962
    -4
    22 марта 2013 09:39
    Неудачная попытка США создать аналог нашему Ту-22 и Ту-160 причем высокоточное оружие сие творение нести не может. Уступая при этом в скорости Ту-22 и Ту-160 и дальности Ту-95МС и Ту-160. Да и кабину так и не сделали катапультируемой, а горб остался и скорость упала. Да и вдобавок еще изогнули воздухозаборники мол скрытность повысится, а скорость упала, но самолет остался заметным.
    1. +4
      22 марта 2013 18:04
      Цитата: 755962
      Неудачная попытка США создать аналог нашему Ту-22 и Ту-160

      А В-1, случайно не раньше начали разрабатывать?
      1. +1
        22 марта 2013 19:26
        Цитата: Delta
        А В-1, случайно не раньше начали разрабатывать?

        В-1 первый полет в 1974,Ту-160 в 1981г.
  3. +2
    22 марта 2013 11:57
    Вначале скажу спасибо автору - материал подробный и изобилует техническими деталями - с нетерпением жду продолжения.
    По бомбрдировщику - у американцев редко получается создать красивые машины, но, на мой взгляд, "Копьё" - один из таких самолётов. Безусловно, в 70-80 гг. выбор конструкторских решений был довольно ограничен и вся разница между нашей гордостью Ту-160 и В-1В кроется только в нюансах их применения.
    Очень интересно было узнать про причины метаний американцев в выборе концепции применения В-1В - про специфику его применения как маловысотного ударного бомбера я не знал. Ещё раз спасибо. hi
    1. +4
      22 марта 2013 15:32
      "вся разница между нашей гордостью Ту-160 и В-1В кроется только в нюансах их применения" - не совсем. В-1В за это время прошёл ряд модернизаций:
      Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) - программа начавшаяся в 1993-м году, в рамках которой были реализованы модернизации:

      Block B - обновление программного обеспечения бортовых систем.
      Block С - оснащение кластерными бомбами CBU-87/89/97.
      Block D (1993-2003) - оснащение буксируемой волоконно-оптической системой ложных целей AN/ALE-50, коммуникационной системой AN/ARC-210, добавление в авионику поддежки GPS навигации, оснащение высокоточными корректируемыми бомбами GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM).
      Block E (1996-2004) - модернизация информационных систем для поддержки более широкой номенклатуры вооружений, интеграция с вооружением типа - Wind Corrected Munition Dispenser (WCMD), Joint Stand-Off Weapon (JSOW), и Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM).
      Block F (1997-2008) - оснащение средством радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-214 IDECM и системой предупреждения об облучении AN/ALR-56M
      Cockpit Upgrade Program (CUP) - программа по обновлению кабины пилотов. В рамках программы на B-1B были установлены ЖКД и прочие более совершенные электронные датчики.
      Link-16 - программа по оснащению самолетов каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениваться данными с другими самолетами в режиме реального времени.
      К сожалению наш Ту-160 ничем подобным похвастаться не может, его возможности так и остались на уровне 80-90-х годов. Как не может похвастаться и интенсивной эксплуатацией, те же В-1 за 6 мес. 2012г. "совершили более 770 боевых вылетов с суммарным налетом более 9500 часов, что обеспечило постоянное круглосуточное присутствие В-1 в небе Афганистана."
  4. pinecone
    +2
    22 марта 2013 17:34
    Очень познавательная статья
    P.S. Уточнение. Lancer это не Копьё, а Копьеносец.
    1. +2
      22 марта 2013 19:41
      Точнее это будет звучать как "улан"... wink
      1. 0
        22 марта 2013 19:50
        Из пяти слов перевода, конкретно имеющих в виду разновидности колюще-режущего оружия при несомненном сходстве силуэта самолёта с копьём, почему-то выбрали именно "улан". lol
        1. -1
          30 марта 2013 06:18
          Так улан это и есть копьеносец
  5. +1
    22 марта 2013 17:47
    Цитата: pinecone
    Lancer это не Копьё, а Копьеносец.

    Возможно, что я и ошибаюсь, но насколько позволяет мой словарь:
    lance - копье, пика, ланцет, улан, острога.

    Соответственно, англ. lance - от латинского lancer - синоним существительного hasta, т.е. копьё. hi

    ***
    Nayhas, я не специалист в этих вопросах, поэтому с таким интересом читаю статьи по теме.
    Вот что писАл Главком ВВС РФ Дейнекин:
    B1b уступает своему российскому аналогу Ту-160 по ряду характеристик:
    максимальная грузоподъемность, дальность, максимальная скорость, но пилотажные
    качества обеих машин примерно одинаковы. Об этом свидетельствует Главком ВВС
    России П.С.Дейнекин, который в мае 1992 г. посетил США с визитом в ответ на
    визит 1991 г. представителя вооруженных сил США в Россию. 11 мая Дейнекин
    совер-
    шил полет на бомбардировщике В-1В. Самолет взлетел с небольшой массой (около
    150 т) и после дозаправки топливом в воздухе, состоявшейся через 4 м после
    взлета, направился в зону полигона (евада) для отработки удара по тактической
    цели, представлявшей собой макет аэродрома. Полет к цели на дальность
    около 800 км происходил на высоте 90 м в автоматическом режиме следования
    рельефу местности с облетом сверху и обходом в горизонтальной плоскости назем-
    ных препятствий, высота которых достигала 1500 м. Самолет нанес
    тактический бомбовый удар по цели и выполнил противозенитный маневр, после чего
    управление самолетом было передано Дейнекину.

    Заслуженный военный летчик Дейнекин до назначения на пост Главкома ВВС России
    был командующим дальней авиацией и хорошо знаком с тяжелыми бомбардировщиками.
    У него большой опыт пилотирования бомбардировщика Ту-22М, на котором он в
    1976 г. совершал полеты на высотах до 45-50 м (100 м по прибору), он выполнил
    также несколько полетов на Ту-160 еще до принятия этого самолета на вооруже-
    ние. Поэтому пилотирование самолета В-1В для него не составило
    проблемы. Он опробовал самолет на нескольких режимах и под конец снизился до
    высоты 65 м, а затем и 50 м. Американские летчики были "приятно удивлены" и
    эмоционально заявили, что "у нас генералы так не летают".
  6. 0
    22 марта 2013 17:50
    По мнению Дейнекина, высказанному в беседе с авторами книги, В-1В имеет примерно такие же характеристики управляемости, что и российский Ту-160, однако практические приемы управления В-1В и Ту-160 сильно отличаются из-за различной техники пилотирования, принятой в США и России. апример, при пилотировании российских тяжелых самолетов накладываются более сильные ограничения по перегрузке, при посадке самолет идет не по коробочке, а разворачивается "блинчиком". Американские же летчики летают смело по кренам, перегрузкам,
    диапазону высот и "пилотируют стратегический В-1В как фронтовой
    бомбардировщик". апример, сразу после взлета американский летчик заложил разворот с большим (до 60°) креном. После дозаправки в воздухе, происходившей на высоте 6000 м (эту высоту он набрал за 4 м благодаря высокой скороподъемности), вывод в автоматический режим следования рельефу местности на высоте 90 м был выполнен с крутым пикированием. Перед посадкой В-1В совершил полет по коробочке с крутыми разворотами (крен 30-45°) и резко снизился ("упал как утюг") для посадки. Из числа других достоинств американской машины Дейнекин утюг" отметил хорошую эргономику и высокое качество приборов в кабине В-1В (экран индикатора имеет приятный бутылочный цвет, авиагоризонт отслеживает малейшие крены).


    Поэтому возникает вопрос - а так уж нужна сейчас модернизация Ту-160? what
    1. +1
      22 марта 2013 19:27
      Цитата: Iraclius
      Поэтому возникает вопрос - а так уж нужна сейчас модернизация Ту-160?

      Нужно, причем в высшей степени быстро.
      1. +1
        22 марта 2013 19:36
        Одиссей, а что конкретно нужно модернизировать? Лично я слабо представляю себе Ту-160 в качестве классического бомбера и уж тем более, как маловысотный ударный самолёт прорыва ПВО. Неужели Ту-160 плохо справляется со своей главной функцией - сверхзвуковой платформы для запуска ракет?
        1. +1
          23 марта 2013 00:21
          Цитата: Iraclius
          Одиссей, а что конкретно нужно модернизировать? Лично я слабо представляю себе Ту-160 в качестве классического бомбера и уж тем более, как маловысотный ударный самолёт прорыва ПВО

          Прежде всего двигатели,и даже не модернизировать,а просто ремонтировать.К сожалению,из-за тяжелого состояния двигателестроительной отрасли промышленности,большая часть самолетов ДА,прикована к земле.
          Потом обновить авионику,рлс,средства связи,рэб,и увеличить номенклатуру вооружения (причем реально,а не так что новые образцы оружия только по выставкам таскают,а в частях их нет)
          Дело в том,что в своем нынешнем виде Ту-160 оружие для "ядерного апокалипсиса",то есть платформа для пуска ракет с ядерной БЧ. Хотелось бы расширить возможную сферу их применения.
          Цитата: Iraclius
          Неужели Ту-160 плохо справляется со своей главной функцией - сверхзвуковой платформы для запуска ракет?

          Хорошо справляется.Но тут есть одна закавыка...Даже в Советское время Дальняя авиация,была скорее "приятным дополнением" в стратегии ядерного сдерживания.
          А сейчас..... crying Летнопригодных самолетов мало,заправщиков мало,истребителей сопровождения кот наплакал.В таких условиях роль Ту-160 как элемента сдерживания равна почти нулю.С его помощью можно разве что атаковать цели в Европе и КНР,и то если мы вдруг решим первыми нанести ракетно-ядерный удар.
          Вот и возникает вопрос,а зачем нам дорогой самолет значение которого как носителя ЯО невелико,а больше нигде его использовать нельзя ?
          Поэтому было бы очень желательно расширить возможную сферу применения Ту-160.
    2. +2
      23 марта 2013 23:22
      Разница между В-1В 1991г. и им же 2013г. огромная. Сейчас В-1В может применять практически весь арсенал управляемого вооружения США, от JDAM до JASSM, более того установив систему связи Link-16 он получил возможность получать данные по цели непосредственно на подходе к району боевых действий, либо может быть перенацелен на новые более важные цели. Ту-160 этого не может, его ракеты Х-55 летят по заранее заложенному маршруту, карту маршрута загружают в ракету перед вылетом, а до этого необходимо силами разведки сделать фото всего маршрута. Х-55 единственное "умное" оружие Ту-160 и поэтому он может выполнять только стратегические задачи, отправлять же бомбить цели свободнопадающими бомбами Ту-160 преступно, потеря Ту-22М3 в войну 080808 тому подтверждение.
  7. 0
    22 марта 2013 18:59
    У В-1 своеобразный привод изменения стреловидности крыла - он представляет собой червячную пару (на каждое крыло). Промежуток между червяком (винтом Архимеда) и той частью, куда он вкручивается заполнен шариками (как у подшипника).

    Для снижения радиозаметности был изменён воздухозаборник, который сделал режим сверхзвукового полёта не выгодным (о чём уже писалось). У нашего же Ту-160 для решения данной проблему, не меняя воздуховод, изменили форму и покрытие самих лопаток компрессора двигателя. Результат по малозаметности сопоставим с американским, но сверхзвуковой режим полёта самолёта от этого на пострадал.
  8. +1
    22 марта 2013 19:48
    Материал отличный! На "пять с плюсом"! good Ждем продолжения... fellow

    Обоина с В-1А... (Кликабельна. Размах и качество - хорошие)
    1. +1
      23 марта 2013 10:58
      Спасибо, забрал! good А есть ли такая же, но фотография, а не рисунок?
  9. +1
    23 марта 2013 00:38
    B-1B на авиабазе Диега Гарсия (Индийский океан)
    Подготовка к боевому вылету

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»